Владимир Песня: по фотографии можно оценить общий уровень развития фотографа

Vladimir Pesnya

Владимир Песня, специальный фотокорреспондент МИА «Россия сегодня», лауреат World Press Photo-2016 в номинации «Спортивные истории», победитель, призёр и член жюри различных международных и российских фотоконкурсов, участник множества фотовыставок, в том числе 8 персональных, рассказал о самых ценных навыках фотографа.

С чем связано ваше решение войти в состав жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?

Когда я получил это предложение, согласился, не задумываясь. Во-первых, я чувствую определённую степень вины в том, что случилось с Андреем. Думаю, это чувство разделяют все мои коллеги по фотослужбе. Поэтому участие в жюри конкурса его имени для меня очень важно. Во-вторых, это замечательная возможность увидеть срез мировой фотографии и узнать, как пел Борис Гребенщиков, «где та молодая шпана, что сметёт нас с лица Земли». В-третьих, участие в жюри столь представительного конкурса – само по себе признание. Хотя я с куда большим удовольствием сам бы участвовал в состязании, но, увы, возраст не позволяет.

Как вы относитесь к художественным элементам в документальной съемке?

На мой взгляд, должен соблюдаться правильный баланс. Документальная съёмка без художественного осмысления превращается в банальную фиксацию действительности, ничем не лучше картинки с автоматических камер наблюдения. Такая фотография может затронуть сердца и души зрителей только если сам предмет изображения обладает мощным воздействием. Вряд ли художественный взгляд прибавит что-то фотографии горы мёртвых тел после освобождения концлагеря. А, например, в спортивной съёмке художественная аллюзия на классическое произведение добавит изображению дополнительное измерение.
Но чрезмерное увлечение художественной стороной может привести ко лжи в кадре. Верный путь в том, чтобы в наблюдении за реальным течением событий находить и строить кадры, обладающие художественной силой.

Что на ваш взгляд важнее для фотокорреспондента: продуманная фотоистория или кадр, когда фотограф оказался в нужном месте в нужное время?

Я вообще не хочу смешивать эти понятия. Продуманность и спонтанность – это разные полюса магнита. В нашей работе есть место спонтанности и везению – когда мы работаем в рамках новостных сюжетов. Это один род работы – быстрое реагирование на меняющиеся обстоятельства. И совершенно другой род  работы – воплощение в жизнь своего или коллективного проекта. В нашей деятельности есть место им обоим, но почти никогда эти виды работы не пересекаются.


По вашему мнению, важнее качество съемки или оперативность?

И опять надо упомянуть о балансе. Идеально, когда качество и оперативность совмещены. На практике в современной информационной матрице на первых порах в моменте важнее оперативность, но по прошествии времени поле боя остаётся всё же за качеством. Вот представьте, что рядом с вами приземлилась летающая тарелка. Если вы один, то неважно, насколько криво и нерезко вы это снимете. Это будет первый кадр пришельцев на Земле. Если это событие снимает несколько фотографов, в выигрыше будет тот, кто передаст изображение первым. Он войдёт в историю, независимо от качества снимка. Но всё же место в музеях займёт более красивая фотография, пусть и передана она будет несколько позже.

Что должно быть в фотографии, чтобы привлечь ваше внимание?

По фотографии, если это, конечно, не дежурная информационная повинность, с достаточно большой точностью можно оценить общий уровень развития фотографа, его интеллект, его эмоциональность, его честность. Меня в чужих фотографиях привлекает, прежде всего, глубина интерпретации реальности, умение взглянуть на обыденность своим личным взглядом и способность донести этот взгляд до кого-то ещё. Техническим мастерством меня поразить трудно, благо сейчас фотоаппаратура позволяет снимать на приличном техническом уровне без излишнего напряжения и дополнительных знаний. Поэтому на первый план выходят ум, честь и совесть фотографа. И его владение визуальным языком.


Как могут реализовываться сейчас фотографы в профессиональном плане, когда электронные СМИ превалируют над печатными?

Если говорить именно об электронных, но при этом традиционных новостных СМИ, то в отрыве от общей визуальной культуры (а так, увы, обстоит дело в большинстве подобных изданий) возможен только карьерный рост, но никак не профессиональный. С одной стороны, рост количества таких СМИ теоретически увеличивает количество рабочих мест для фотографов и стимулирует конкуренцию на новостном рынке. С другой стороны, задачи сиюминутного иллюстрирования новостей не требуют от фотографа никаких дополнительных способностей, кроме упомянутого уже умения оказаться в нужном месте в нужное время и, желательно, без конкурентов.
Однако развитие информационных систем не стоит сводить только к традиционным источникам и интерпретаторам новостей. Массовая компьютеризация и всемирная сеть привели к появлению совершенно невозможных на бумаге платформ, дающих невиданные ранее возможности для публикации фотографии, для объединения её с другими видами визуальных, аудио и вербальных коммуникаций.
Разумеется, до сих пор остаётся возможность традиционной реализации себя в качестве фотографа новостей, и, думаю, она будет сохраняться ещё долго. Но я полагаю, что будущее именно за мультимедийными платформами публикации.


Полностью интервью доступно на  сайте VESTI.RU