Йан Лэндсберг: фотожурналисты должны «работать в поле», искать, исследовать действительность

Йан Лэндсберг

Йан Лэндсберг, с 2007 года работает в медиагруппе Independent Media фоторедактором двух старейших газет Южной Африки Cape Argus и Cape Times.  Йан Лэндсберг посвятил многие годы работе в области репортажной и спортивной фотографии. Он часто выступает с лекциями о фотожурналистике в высших учебных заведениях и входит в состав жюри на фотоконкурсах.

Почему вы решили стать членом жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?


Для меня большая честь быть членом жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина. Я полностью разделяю цели конкурса: мы должны поощрять, вдохновлять и учить молодых фотожурналистов разных стран рассказывать о жизни людей, о жизни общин и делать это правдиво, смело и объективно.

В наш цифровой век повествование средствами фотографии является наиболее распространенным способом передачи новостей и информации, сведений о людях, их жизни и чаяниях. Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина является трибуной, выступая с которой молодые журналисты разных стран получают возможность рассказывать о своих общинах, странах и социальных проблемах.

Мне нравится, что организаторы конкурса намерены популяризировать произведения молодых фотожурналистов, работающих в полевых условиях. Присвоение конкурсу имени отважного молодого фотожурналиста Андрея Стенина, заплатившего самую высокую цену за право стать «глазами общества», отдает дань не только его наследию, но и всем фотожурналистам, честно выполняющим свой долг на благо всего человечества.

Наконец, как южноафриканский фотожурналист и фоторедактор, тесно сотрудничающий с газетами, я убежден, что этот конкурс побудит молодых фотожурналистов больше рассказывать об Африке и ее народах, их надеждах и чаяниях, разоблачать мировое зло и пробуждать сознание людей во всем мире.

Что вы думаете об элементах изобразительного искусства в документальной фотографии?


Я думаю, что искусство присуще документальной фотографии, поскольку и фотография как таковая является родом художественного творчества. В качестве «палитры» фотографы используют свет, а объективы фотоаппарата – это «кисти», которыми они рисуют картины жизни. Насыщая свои произведения элементами изобразительного искусства – образами, формами, текстурой, воздухом, цветом – фотографы-документалисты значительно увеличивают силу их воздействия на зрителя. Не удивительно, что отцом документальной фотографии считается художник Альфред Штиглиц. Присутствие элементов изобразительного искусства во многих его классических работах не вызывает сомнения. Даже сам термин «фотография» свидетельствует о связи с искусством. «Фотос» означает «свет», а «графия» — «искусство» или «писательский труд».

Что, по вашему мнению, важнее для фотожурналиста – хорошо продуманный сюжет или снимок, сделанный в нужном месте в нужное время?


Хотя важно и то, и другое, я бы отдал предпочтение последнему. В сущности, задача фотожурналиста, как говорил Андрей Стенин, – быть «глазами мирового сообщества». Фотожурналисты должны «работать в поле» (а не сидеть на службе, придумывая сюжеты), искать, исследовать действительность, быть готовыми запечатлеть развитие событий. Но это не значит, что не нужно обдумывать и планировать сюжет – все это необходимо делать в любом случае, особенно когда работаешь в документалистике. Подводя итог, можно сказать следующее: фотожурналист в любое время должен быть готов к действию. Великий американский фотограф-пейзажист Ансель Адамс говорил: «Везение приходит к тем, кому есть, что сказать». В газетной фотожурналистике ты должен оказаться в нужном месте в нужное время и поймать тот самый «решающий момент», о котором говорил французский фотограф Анри Картье-Брессон.

Что вы считаете более важным – качество или оперативность?

Важно и то, и другое. Но, стремясь добиться высокого качества изображения, не надо забывать и об оперативности и наоборот. Оперативность совершенно необходима, когда идут экстренные сообщения или когда сюжет в развитии. При этом вполне возможно, что немного пострадает качество: не успели навести на резкость, не та выдержка, неверный настрой диафрагмы, недодержки или передержки. Для того чтобы обеспечить качество изображения на нужном уровне, фотографы обязаны досконально знать свое оборудование, заблаговременно поставить выдержку и подобрать объективы под прогнозируемые угол зрения и характер действия.

Что должна содержать фотография, чтобы привлечь ваше внимание?


Чтобы фотография выделялась среди других, в ее композиции должны присутствовать сильные визуальные элементы – образы, формы, оттенки цвета, линии, ракурсы, которые, сливаясь в общую картину, производят впечатление на зрителя. Она должна вызывать эмоциональную реакцию, когда вы видите ее первый раз, и потом оставаться в памяти. Фотография, как и обычное предложение в повествовании, для передачи смысла должна иметь подлежащее (человек, материальный предмет, строение), сказуемое (действие/происшествие) и дополнение (контекст/пространство).

 

Полностью интервью доступно на сайте КР.RU