Ахмет Сел: нажать на затвор фотоаппарата - самое простое, что можно сделать в профессии

Ахмет Сел

Председатель жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, руководитель отдела фото и видео-новостей Агентства Анадолу (Anadolu Ajansi) (Турция)

Почему вы решили стать членом жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?
Для меня большая честь принять участие в жюри конкурса, организованного в память о талантливом российском фотожурналисте Андрее Стенине.  Безусловно, фотожурналистика одна из самых опасных ипостасей журналистской профессии. Ее  нельзя реализовать за рабочим столом или в уютном номере отеля.  Основа ее  – свидетельство из первых рук, присутствие фотографа непосредственно на месте события, чтобы воссоздать его визуальный образ.   В настоящее время фотожурналистика переживает нелегкие времена.  В этой связи очень важно поддержать молодых фотографов, которые выбрали профессию репортера, как и предоставить возможность аудитории узнать о них и увидеть их работы.  Поэтому конкурс имени Андрея Стенина так важен.  Этот конкурс хранит не только память о фотожурналисте, но также поддерживает молодых фоторепортеров.

Продавец воздушных шаров в Кабуле – 2002 г.
Продавец птиц на базаре в Кабуле – 2002 г.

 


Что важнее для начинающего фотографа:  на ранних этапах карьеры попасть в крупное фотоагентство или побыть какое-то время «свободным художником»? Насколько первое легко для новичка в профессии?  Каких основных принципов он должен придерживаться? 
Сразу хочу напомнить, что фотожурналистика – это трудная профессия, в ней  высока конкуренция. Цифровая революция сильно упростила ее техническую составляющую, и она же способствовала тому, что всё больше людей выбирает фотографию как «дело жизни». Это лишь подстёгивает конкуренцию. С каждым днём число талантливых и плодовитых фотографов растёт даже в самых удаленных уголках планеты. Так что в силу экономических причин редакторы, естественно, предпочитают работать с местными фотографами.

Юные боксеры, братья-близнецы Мохаммед Фаяз и Мохаммед Фаяз Аббасси, Кабул  – 2002 г.


Молодому фотографу следует выходить на эту тяжелую, опасную, великолепную и очень трудную дорогу с полным осознанием неизбежности этих проблем. Чаще всего этот путь начинается многотрудным периодом внештатной работы. В этом отношении мой совет молодым фотографам – приготовьтесь к нелёгким временам и не рассчитывайте, что вскоре вам перепадёт место в каком-нибудь агентстве. Необходимо каждый день работать над собой, развивать творческое начало. Нужно раскрыть глаза и напрячь ум.

Для фотографа очень  важно следить за политической, социальной и экономической жизнью общества, проникать в суть  вещей и событий, сопереживать переменам. Кроме того, необходимо изучать работы мастеров фотографического искусства, проявлять интерес к произведениям всех жанров изобразительного искусства, особенно живописи, регулярно посещать музеи и выставки – всё это азы профессии фотографа.

Помните: нажать на затвор фотоаппарата – самое простое, что можно сделать в профессии.

Проведение операции нейрохирургами Санкт-Петербурга как средства лечения наркотической зависимости, 1998 г.


Многие из конкурсных площадок, включая крупнейшее мировое фотосостязание World Press Photo, вводят в перечень своих номинаций Digital Storytelling, где фотографию сопровождают дополнительные форматы  — от видео до анимации.  По-вашему, как сильно новые формы сказываются на развитии традиционной фотографии?
Каждый день в нашу жизнь входят новые технологии. Они определяют, как мы делаем свою работу, и фотография здесь не исключение. Молодые фотожурналисты, действительно, должны ими пользоваться, чтобы достичь более широкого охвата аудитории. Но самое важное для них – найти правильные сюжеты, чтобы привлечь внимание широкой аудитории,  и использовать те форматы – не важно, цифровые или нет – которые наиболее ярко выражают их  суть.

Разные форматы подобны языку, на котором говорят фотографы. Каждый фотожурналист или фотограф должен пользоваться тем языком, который лучше всего выражает его идеи. Мода приходит и уходит — неизменным остаются лишь хорошее качество фотографии, да сюжеты, берущие людей за живое, сюжеты, которые заставляют вас сказать себе: «В моей жизни что-то изменилось после того, как я их увидел».
 
Многие говорят, что конкурс имени Андрея Стенина особенный. В чем эта особенность для Вас?
Особенность фотоконкурса имени Андрея Стенина в том, что он посвящён памяти молодого фотожурналиста, посвятившего свою жизнь трудному и прекрасному делу. Это очень правильно —  почтить память молодого репортера, верившего, что его профессия может изменить что-то к лучшему в этом мире, подвергавшего свою жизнь опасности, чтобы донести правду до людей, которые не были на месте событий. 


Полностью интервью доступно на сайтe ROSPHOTO.