От Карских ворот на западе до Берингова пролива на востоке проходит Северный морской путь. Сложная ледовая обстановка и суровый арктический климат − основные трудности для активного судоходства на трассе СМП. Арктическое лето коротко, быстротечно. В сжатые сроки летней навигации легендарный дизель-электроход «Михаил Сомов» совершает два завозных рейса. Весь маршрут, все точки высадки просчитаны до мелочей. Большая часть станций располагается на обрывистых берегах; подойти к другим не позволяет мелководье северных морей. В такие моменты всю нагрузку по доставке грузов берет на себя вертолет МИ-8 Второго Архангельского объединённого авиаотряда. Нет такого полярника на арктической станции, кто не ожидает долгожданного появления «Сомова», с надеждой оглядывая безбрежный морской простор! «Кормилец наш», − ласково называют судно сотрудники. На горизонте появляются знакомые очертания «Михаила Сомова»: жизнь в Арктике продолжается…
Северный морской путь
Серии, 3-е место
Грузовые работы на баке НЭС «Михаил Сомов». Бортмеханик Иван Митюшев дает команду экипажу о готовности закрепить груз.
Грузовая бригада НЭС «Михаил Сомов». Ми-8 на внешней подвеске забирает отработанные бочки из-под топлива.
Плановая проверка метеоплощадки. Сотрудники Северного УГМС Михаил Чешков и Георгий Кокорин устанавливают новую мачту АМК.
Последнее пристанище буксир «Адмирал Колчак» обрел на самой северной оконечности Евразии, мысе Челюскин. Ржавеющий от соленых морских волн буксир – вечное напоминание: Арктика – неконтролируемая стихия.
Грузовые работы по транспортировке контейнеров. Павел Радионовский, 4-ый электромеханик судна «Михаил Сомов», ожидает прибытия вертолета. Часовня, возведенная в 2009 году в память первопроходцев Северного морского пути, одна из самых северных в мире (75 градус северной широты).
Долгожданная встреча: Ольга Байкова, ИО начальника экспедиции, крепко обнимает Александру Комчумбаеву, начальника станции. На борту судна прибыли двое сотрудников; один из них – сын Александры.
Окрестности гидробазы «Каменка». Приход первых заморозков.
Доставка контейнера Ми-8 в Певек.
Гало – белое солнце полярной пустыни в окрестностях ставшей знаменитой после кинокартины «Как я провел этим летом» А. Попогребского станции «Валькаркай».
Белый медведь – главная угроза жизни полярника. Заброшенные здания, которых вокруг действующих станций немало, нередко служат зверю отличной берлогой, усложняя полярникам их и без того непростую работу.
Завершение работ на полярной станции. Экипаж и члены экспедиции бегут к месту посадки МИ-8 для возвращения на судно.
Северное сияние в преддверии полярной ночи.