Ахмет Сел: нажать на затвор фотоаппарата - самое простое, что можно сделать в профессии
18 / 05 / 2018Председатель жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, руководитель отдела фото и видео-новостей Агентства Анадолу (Anadolu Ajansi) (Турция)
Почему вы решили стать членом жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?
Для меня большая честь принять участие в жюри конкурса, организованного в память о талантливом российском фотожурналисте Андрее Стенине. Безусловно, фотожурналистика одна из самых опасных ипостасей журналистской профессии. Ее нельзя реализовать за рабочим столом или в уютном номере отеля. Основа ее – свидетельство из первых рук, присутствие фотографа непосредственно на месте события, чтобы воссоздать его визуальный образ. В настоящее время фотожурналистика переживает нелегкие времена. В этой связи очень важно поддержать молодых фотографов, которые выбрали профессию репортера, как и предоставить возможность аудитории узнать о них и увидеть их работы. Поэтому конкурс имени Андрея Стенина так важен. Этот конкурс хранит не только память о фотожурналисте, но также поддерживает молодых фоторепортеров.
Что важнее для начинающего фотографа: на ранних этапах карьеры попасть в крупное фотоагентство или побыть какое-то время «свободным художником»? Насколько первое легко для новичка в профессии? Каких основных принципов он должен придерживаться?
Сразу хочу напомнить, что фотожурналистика – это трудная профессия, в ней высока конкуренция. Цифровая революция сильно упростила ее техническую составляющую, и она же способствовала тому, что всё больше людей выбирает фотографию как «дело жизни». Это лишь подстёгивает конкуренцию. С каждым днём число талантливых и плодовитых фотографов растёт даже в самых удаленных уголках планеты. Так что в силу экономических причин редакторы, естественно, предпочитают работать с местными фотографами.
Молодому фотографу следует выходить на эту тяжелую, опасную, великолепную и очень трудную дорогу с полным осознанием неизбежности этих проблем. Чаще всего этот путь начинается многотрудным периодом внештатной работы. В этом отношении мой совет молодым фотографам – приготовьтесь к нелёгким временам и не рассчитывайте, что вскоре вам перепадёт место в каком-нибудь агентстве. Необходимо каждый день работать над собой, развивать творческое начало. Нужно раскрыть глаза и напрячь ум.
Для фотографа очень важно следить за политической, социальной и экономической жизнью общества, проникать в суть вещей и событий, сопереживать переменам. Кроме того, необходимо изучать работы мастеров фотографического искусства, проявлять интерес к произведениям всех жанров изобразительного искусства, особенно живописи, регулярно посещать музеи и выставки – всё это азы профессии фотографа.
Помните: нажать на затвор фотоаппарата – самое простое, что можно сделать в профессии.
Многие из конкурсных площадок, включая крупнейшее мировое фотосостязание World Press Photo, вводят в перечень своих номинаций Digital Storytelling, где фотографию сопровождают дополнительные форматы — от видео до анимации. По-вашему, как сильно новые формы сказываются на развитии традиционной фотографии?
Каждый день в нашу жизнь входят новые технологии. Они определяют, как мы делаем свою работу, и фотография здесь не исключение. Молодые фотожурналисты, действительно, должны ими пользоваться, чтобы достичь более широкого охвата аудитории. Но самое важное для них – найти правильные сюжеты, чтобы привлечь внимание широкой аудитории, и использовать те форматы – не важно, цифровые или нет – которые наиболее ярко выражают их суть.
Разные форматы подобны языку, на котором говорят фотографы. Каждый фотожурналист или фотограф должен пользоваться тем языком, который лучше всего выражает его идеи. Мода приходит и уходит — неизменным остаются лишь хорошее качество фотографии, да сюжеты, берущие людей за живое, сюжеты, которые заставляют вас сказать себе: «В моей жизни что-то изменилось после того, как я их увидел».
Многие говорят, что конкурс имени Андрея Стенина особенный. В чем эта особенность для Вас?
Особенность фотоконкурса имени Андрея Стенина в том, что он посвящён памяти молодого фотожурналиста, посвятившего свою жизнь трудному и прекрасному делу. Это очень правильно — почтить память молодого репортера, верившего, что его профессия может изменить что-то к лучшему в этом мире, подвергавшего свою жизнь опасности, чтобы донести правду до людей, которые не были на месте событий.
Полностью интервью доступно на сайтe ROSPHOTO.