Живое: Пустыня Ногайской степи
10 / 06 / 2024
© Иван Высочинский

Ногайская степь - это засушливая равнина на северо-западе Дагестана. По данным Русского Географического общества, Ногайская степь находится под угрозой исчезновения из-за постоянного наступления песков. Если не принимать во внимание экологическую катастрофу, то в таких пейзажах можно разглядеть могущественный и прекрасный образ природы.
1 из 12

С каждым годом перевыпас скота, сильные ветры, нанос соли с побережья Каспийского моря и вырубка лесов приводят к потере тонкого плодородного слоя земли. На восстановление одного сантиметра такого слоя потребуется от 70 до 150 лет. В перспективе опустынивание может затронуть более миллиарда человек во всём мире. В 1994 году в Париже была принята Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием. Россия - участник этой конвенции.
2 из 12

Для восстановления травы летом скот необходимо отгонять на горные пастбища. Чабаны уводят скот в горы Дагестана, преодолевая десятки километров в день пешком или верхом. Отгонное животноводство регулирует специальный закон, но есть те, кто его не соблюдает. Нагрузка на степь становится больше, и трава не успевает прорасти и окрепнуть. С каждым годом растительность степи деградирует.
3 из 12

По команде такие собаки повернут стадо или будут гнать его по маршруту. Также они отыскивают пропавших и отбившихся от стада особей. В компании пастушьих собак часто встречаются сторожевые, которые охраняют отару от диких животных. Обычно это среднеазиатские овчарки - алабаи.
4 из 12

Основной источник воды в степи - подземные воды Терско-Кумского артезианского бассейна. В 70-х годах XX века были проложены артезианские скважины по всей степи. Сегодня большинство скважин работают нерационально и нуждаются в капитальном ремонте. Учёные наблюдают снижение напора и падение давления даже на скважинах глубиной 500 метров. На некоторых скважинах вода практически не поднимается на поверхность.
5 из 12

Фермер Николай возле юрты в селе Терекли-Мектеб. В юрте он принимает гостей. Вместе с сыном он построил её на территории своей конной школы. Когда я спросил, как его зовут, Николай показал мне кулак - на пальцах была наколка "КОЛЯ". После того, как я намекнул, что он не сильно похож на "Колю", он ответил: "Я советский человек".
6 из 12

Ахмед встретил нас в поле и подвёз до ближайшего водоёма. Каждый, кого мы встретили на пути, справился о нашем здоровье, предлагал еду и ночлег. Гости на Кавказе обладают неприкосновенным статусом.
7 из 12

Дерево питается артезианскими водами из поилки для скота на одной из кошар в Ногайской степи.
8 из 12

Гаджи - предприниматель. Он разрабатывает бизнес-модель, при которой его участие в делах кошары было бы минимально. Он установил спутниковый интернет и камеры видеонаблюдения на территории. Однажды его привёл на кошару дедушка, с тех пор Гаджи живёт там и содержит хозяйство. На вопрос: "А был ли у тебя выбор?", Гаджи ответил, что выбор сделан в пользу семьи. По Кавказским традициям, старшее поколение имеет беспрекословный авторитет. А младшие дети в семье остаются жить с родителями, при этом получают большую часть наследства.
9 из 12

Женщина идёт сквозь траву неподалёку от артезиана. Фотография сделана рядом с домом фермера по кличке "Мага Белый". Наверное, так степь выглядела в свои лучшие времена.
10 из 12

Фатима - дочь фермера Магомеда. Мы провели в его доме два дня. За это время Фатима показала нам все окрестности их кошары. Она расстроилась, когда мы уходили от них.
11 из 12

Дом фермера Магомеда по прозвищу "Мага Белый". В степи живут и работают счастливые люди. Люди, которые верят в себя и в свои семьи. У Магомеда есть собственная недвижимость в Махачкале, и его дети уже много лет пытаются вернуть его к городской жизни, но возвращаться туда он не желает. Вместе с женой он прожил в степи уже более сорока лет. Степь - это его дом, как и многих, кто однажды познал её красоту и природную силу.
12 из 12
Я родился в городе, построенном в 1960-х годах посреди Ногайской степи. Родители говорили, что неподалёку от нашего городка есть настоящая пустыня. Но я не придавал этому значения, пока впервые не побывал там в 2020 году. Увиденное меня поразило. Позже я узнал, что песок двигается и захватывает землю без остановки, столетиями. С каждым годом перевыпас скота, сильные ветры, нанос соли с побережья Каспийского моря и вырубка лесов приводят к потере тонкого плодородного слоя земли. На восстановление одного сантиметра такого слоя потребуется от 70 до 150 лет.