Альберто Прина: Я убежден, что в наше время печатная фотография все еще играет важную роль

Продолжаем знакомить с членами жюри Конкурса, их взглядами на актуальные вопросы о роли фотографии в современном мире и секретах фотомастерства.

Это интервью дал Альберто Прина, член жюри Конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина-2019, основатель и координатор ежегодного Фестиваля этической фотографии (Festival della Fotografia Etica).

— Что стало для вас главным в решении принять участие в работе жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина? 

Стать причастным конкурсу имени Андрея Стенина значит сделать свой вклад в поддержку сообщества фотографов. Я счастлив присоединиться к потрясающей группе профессионалов, и не только потому, что это замечательная возможность поучиться у коллег чему-то новому. Это также и прекрасная возможность поделиться своим опытом во время работы жюри.

Участник гуляний «одиннадцатой ночи», Белфаст, Северная Ирландия, 2010 г.  Этот протестантский праздник отмечается каждый год 11 июля. Жители протестантских/лоялистских кварталов разводят огромные костры из деревянных брусьев длиной до 30 м (100 футов),   устраивают уличные вечеринки, в которых принимают участие компании  разгоряченных алкоголем полуодетых молодых людей. Костры зажигают в честь Славной революции (1688 года) и победы протестантского короля Вильгельма Оранского над королем-католиком Яковом II, которая положила начало протестантскому господству в Ирландии.

— Среди номинаций конкурса-2019 появилась новая – «Вдохновение». Само понятие достаточно абстрактно и требует художественного обобщения средствами фотографии. На ваш взгляд, какие еще понятия можно было бы предложить фотографам в качестве темы для подобного обобщения?

Думаю, что тема вдохновения может быть выражена в фотообразах, которые содержат в  себе мощный посыл и отражают те моральные и социальные ценности, которые меняют наше общество.

Коренные жители, Карамойя, Уганда, 2014 г. Члены племени, обитающего в пустынном районе страны, позируют перед камерой.  Племя кочует в районе на границе с Южным Суданом. В сущности, это почти пустыня, и кочевникам приходится постоянно переходить с места на место в поисках пастбища для скота.

— Просто репортаж сейчас уже мало интересен. При тотальном распространении устройств со встроенной фотокамерой это может сделать практически каждый. Фотографы в рассказе своих историй все чаще используют художественные приемы – выстраивают свет, мизансцены и т.д. Как вы к этому относитесь? Является ли это данью моде, или может способствовать рождению нового фотографического языка?

Эти две параллели в фотографии существовали всегда. Тем не менее, важно не путать эти фотографические языки, поскольку фотожурналистика и документальная фотография существуют в соответствии с конкретными критериями и этическими нормами. Постановочная фотография может быть столь же актуальной и дополнять репортажную, но фотожурналистику она заменить не может.

Столкновения в Ардойне, Белфаст, Северная Ирландия, 2012 г. Ардойн – это рабочий район, населенный католиками и ирландскими националистами.  Группы католиков устраивают побоища с полицейским спецназом и поджигают машины. Полиция пытается разогнать толпу, поливая протестующих водой из пожарных брандспойтов. Ежегодная процессия, которая проводится 12 июля, нередко заканчивается беспорядками с применением насилия.

— Как вы относитесь к заимствованию идей? Где, по-вашему, пролегает водораздел, который отделяет цитату от плагиата?

Зачастую бывает сложно разграничить плагиат и увлеченность идеями других. Каждый случай следует рассматривать особо. Идеи – не что иное, как точки отправления. Успешным проект делают не идеи; всё зависит от того, как именно проект осуществляется. В наши дни фотографы должны обладать конкретными навыками, подкрепленными опытом работы и умением продюсировать собственный проект, которые очень сложно скопировать.

— Насколько профессиональные амбиции могут быть полезны или опасны? Как выдержать испытание «медными трубами» и не потерять желания расти в профессии?

Амбиции важны и необходимы, но противовесом им должны стать высокий профессионализм и моральные нормы.

Проекты программы «Деньги за труд», Центральный район, Уганда, 2014 г. Дорожный рабочий замеряет недавно построенный участок дороги. Это ответственный момент, так как на основе полученных данных будут рассчитывать зарплату каждого рабочего по программе «Деньги за труд». Программа осуществляется в сотрудничестве с итальянской НПО; в строительстве принимают участие местные жители, которые будут поддерживать дорогу в надлежащем состоянии.

— Несколько лет назад фотосообщество было горячо увлечено digital storytelling, сейчас многие эксперты констатируют возвращение к традиционным форматам в фотографии. Как вы относитесь к трендам в профессии вообще? Есть ли они, и стоит ли им следовать?

Прежде всего, я думаю, что каждый фотограф способен найти наилучший способ выразить себя. С другой стороны, столь же важно обращать внимание на ключевые векторы развития индустрии, ведь они могут сыграть решающую роль в карьере. Новым поколениям фотографов придётся стать разностороннее, чтобы выжить в профессии, где преуспеть становится всё сложнее и сложнее. Digital storytelling – это новый способ в рассказе волнующих всех нас историй. Именно поэтому я рассматриваю этот формат как обладающий мощным потенциалом. И также убежден, что в наше время печатная фотография всё ещё играет важную роль.

— Есть ли у вас профессиональный секрет, который помогает вам в самые нелегкие моменты жизни? Можете им поделиться?

Дождь не может идти вечно!

Мать и дитя, север Вьетнама, 2019 г.  Женщина на узкой тропе с маленьким ребенком за спиной  – обычная картина в этих местах. Вьетнам – страна гор и долин, покрытых тропической растительностью. Женщинам приходится преодолевать немалые расстояния, чтобы добраться до большой деревни, где можно купить продукты и предметы первой необходимости.

— В этом году конкурс имени Андрея Стенина отмечает пятилетие. Что бы вы хотели пожелать  лауреатам предыдущих конкурсных лет и тем, кто пробует свои силы в 2019 году?

Надеюсь, что и те фотографы, которые выигрывали на предыдущих конкурсах, так и те, кто принял решение участвовать в этом году, ощутят преимущества, которые приходят с известностью.

Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина был учрежден МИА «Россия сегодня» под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО в память о фотокорреспонденте агентства Андрее Стенине. Телеканал «Россия К» является генеральным информационным партнером этого масштабного проекта.

Полностью интервью доступно на сайте TVKultura.ru