Альберто Прина: Я убежден, что в наше время печатная фотография все еще играет важную роль
20 / 06 / 2019Продолжаем знакомить с членами жюри Конкурса, их взглядами на актуальные вопросы о роли фотографии в современном мире и секретах фотомастерства.
Это интервью дал Альберто Прина, член жюри Конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина-2019, основатель и координатор ежегодного Фестиваля этической фотографии (Festival della Fotografia Etica).
— Что стало для вас главным в решении принять участие в работе жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?
Стать причастным конкурсу имени Андрея Стенина значит сделать свой вклад в поддержку сообщества фотографов. Я счастлив присоединиться к потрясающей группе профессионалов, и не только потому, что это замечательная возможность поучиться у коллег чему-то новому. Это также и прекрасная возможность поделиться своим опытом во время работы жюри.
— Среди номинаций конкурса-2019 появилась новая – «Вдохновение». Само понятие достаточно абстрактно и требует художественного обобщения средствами фотографии. На ваш взгляд, какие еще понятия можно было бы предложить фотографам в качестве темы для подобного обобщения?
Думаю, что тема вдохновения может быть выражена в фотообразах, которые содержат в себе мощный посыл и отражают те моральные и социальные ценности, которые меняют наше общество.
— Просто репортаж сейчас уже мало интересен. При тотальном распространении устройств со встроенной фотокамерой это может сделать практически каждый. Фотографы в рассказе своих историй все чаще используют художественные приемы – выстраивают свет, мизансцены и т.д. Как вы к этому относитесь? Является ли это данью моде, или может способствовать рождению нового фотографического языка?
Эти две параллели в фотографии существовали всегда. Тем не менее, важно не путать эти фотографические языки, поскольку фотожурналистика и документальная фотография существуют в соответствии с конкретными критериями и этическими нормами. Постановочная фотография может быть столь же актуальной и дополнять репортажную, но фотожурналистику она заменить не может.
— Как вы относитесь к заимствованию идей? Где, по-вашему, пролегает водораздел, который отделяет цитату от плагиата?
Зачастую бывает сложно разграничить плагиат и увлеченность идеями других. Каждый случай следует рассматривать особо. Идеи – не что иное, как точки отправления. Успешным проект делают не идеи; всё зависит от того, как именно проект осуществляется. В наши дни фотографы должны обладать конкретными навыками, подкрепленными опытом работы и умением продюсировать собственный проект, которые очень сложно скопировать.
— Насколько профессиональные амбиции могут быть полезны или опасны? Как выдержать испытание «медными трубами» и не потерять желания расти в профессии?
Амбиции важны и необходимы, но противовесом им должны стать высокий профессионализм и моральные нормы.
— Несколько лет назад фотосообщество было горячо увлечено digital storytelling, сейчас многие эксперты констатируют возвращение к традиционным форматам в фотографии. Как вы относитесь к трендам в профессии вообще? Есть ли они, и стоит ли им следовать?
Прежде всего, я думаю, что каждый фотограф способен найти наилучший способ выразить себя. С другой стороны, столь же важно обращать внимание на ключевые векторы развития индустрии, ведь они могут сыграть решающую роль в карьере. Новым поколениям фотографов придётся стать разностороннее, чтобы выжить в профессии, где преуспеть становится всё сложнее и сложнее. Digital storytelling – это новый способ в рассказе волнующих всех нас историй. Именно поэтому я рассматриваю этот формат как обладающий мощным потенциалом. И также убежден, что в наше время печатная фотография всё ещё играет важную роль.
— Есть ли у вас профессиональный секрет, который помогает вам в самые нелегкие моменты жизни? Можете им поделиться?
Дождь не может идти вечно!
— В этом году конкурс имени Андрея Стенина отмечает пятилетие. Что бы вы хотели пожелать лауреатам предыдущих конкурсных лет и тем, кто пробует свои силы в 2019 году?
Надеюсь, что и те фотографы, которые выигрывали на предыдущих конкурсах, так и те, кто принял решение участвовать в этом году, ощутят преимущества, которые приходят с известностью.
Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина был учрежден МИА «Россия сегодня» под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО в память о фотокорреспонденте агентства Андрее Стенине. Телеканал «Россия К» является генеральным информационным партнером этого масштабного проекта.
Полностью интервью доступно на сайте TVKultura.ru