Сергей Ильницкий: в снимке для меня важна человечная радость

Sergei Ilnitsky

Уже совсем скоро, в сентябре месяце, мы узнаем долгожданные имена победителей и призеров Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина. А пока штатный фотограф Европейского пресс-фотоагентства (EPA) в Москве и по совместительству член жюри конкурса Сергей Ильницкий рассказал журналу «Российское фото», как проходил отбор снимков в 2020 году, в чем состоит истинная сила фотографии, а также поведал о своих личных критериях выбора фотографии-победителя.

Основа любого конкурса –  это экспертное мнение жюри. Но жюри  — это люди со своими пристрастиями, субъективными суждениями, профессиональными привычками.  Как сохранить объективность в принятии решения и не уйти в конъюнктуру или модные тренды или шаблоны?

С.И. Ждать от членов жюри конкурса объективности в оценке фоторабот, в понимании некого абсолюта, идеальности и непоколебимости результата, — ожидания, которым не суждено никогда сбыться. А вот жюри конкурса в целом, сохраняет максимально возможную, объективность.  Это заложено в достаточном количестве ее членов и способе подсчета результатов.  Мне всегда казалось, что каждый член жюри ценен своими пристрастиями, опытом, миропониманием, профессиональными привычками и субъективными суждениями и мнениями. Разные люди собираются вместе, договариваются о правилах, критериях, целях, ставят для себя сверхзадачу и уже на эту конструкцию “нанизывают” отобранные в процессе жюрения фотографии. В этой работе для меня всегда важен диалог между коллегами, которые принимают участие в отборе и оценке. Без диалога очень тяжело определиться с выбором. И процесс отбора занимает намного больше времени и сил. Именно так у меня было в этом году. Пандемия не дала нам собраться вместе, каждый член жюри оставался наедине с предварительно отсортированными работами.  И вот ты остаешься один с тысячами авторских работ, и твой внутренний мир начинает пропускать через себя весь этот внешний мир, полный боли, печалей, надежд, страдания, красоты, оптимизма, улыбок, Любви — Жизни. И после десятков просмотров, размышлений, сравнений и сопоставлений у меня выстроилась моя субъективная иерархия работ, достойных внимания и в итоге победы. Думаю, что у всех членов жюри происходил примерно такой же процесс, который я грубо описал выше. И они выстроили свою субъективную структуру наиболее достойных работ. И после эти субъективные оценки каждого члена жюри были сложены и подсчитаны организаторами конкурса, что в итоге дало максимально возможный объективный результат. Так что шесть субъективных оценок в итоге дало объективную реальность результата конкурса.

А насчет конъектуры, шаблонов и модных тенденций — их гораздо больше в работах самих репортеров, чем в последующих листах победителей конкурсов.  При просмотре работ претендентов неординарный стиль, тема и все, что способно удивить человека, искушенного в профессии, связанной с визуальной информацией, моментально выходит на первый план, и в рейтинге оценок поднимается высоко, тем самым, не давая шанс пройти в лидеры шаблонам и конъюнктуре. Гораздо сложнее, когда среди присланных работ не находится тех, которые смогли удивить жюри, тогда и оно не сможет удивить зрителей результатом, а в победители смогут пробраться перечисленные выше “нежелательные элементы”.

С момента возникновения фотография шла по пути  восприятия себя как самодостаточного искусства,  не требующего дополнительных форматов для объяснения тем или образов. Современная фотография, наоборот, стремится собрать вокруг себя множество других форматов для выражения смысла. Мультимедийность   стала отправной точкой многих фотопроектов. Не загоняет ли себя фотография тем самым в ловушку, уходя от кристальной  чистоты жанра – прямого диалога фотокадра и зрителя?

С.И. Как автор и зритель я допускаю существование различных синтетических искусств и проектов, использующих фотографию, как основу изобразительного ряда. Но то, что я видел из этой мешанины различных жанров и искусств, меня не впечатлило настолько, что я бы мог хоть как то усомнится в живучести и вечности фотографии, основу и смысл которой составляет решающее мгновение и информация, которое это мгновение доносит до смотрящего. На мой взгляд, ценность фотографии как технического вида искусства именно в этом. И еще один немаловажный плюс качественной фотоработы — это возможность за максимально короткое время дать воспринимающему ее человеку огромный объем информации. И это не только банальная информация о форме, цвете и т.д., но и более глубокая и многоуровневая информационная начинка, которая, вступая во взаимодействие со смотрящим ее человеком, рождает образы, чувства, смыслы, которые множатся, резонируя с внутренним миром и мыслями смотрящего. И на все это достаточно нескольких секунд. Это не сравнить ни с мультимедийными проектами, ни с кино, на которые требуется времени гораздо больше, чем несколько секунд. А с годами время становится все более ценным ресурсом в жизни человека. 

Лет десять назад, когда мода на мультимедиа была в разгаре, я спрашивал своих коллег, как часто они пересматриваю те или иные, понравившиеся им мультимедиа проекты. Ответ был практически стопроцентный: «Никогда». Один просмотр — и все. А тот же вопрос про фотографии любимых авторов, фотокниги, фотовыставки: «Многократно». Так что результат говорит сам за себя. И нет никакой ловушки. Чистая фотография как квинтэссенция решающего мгновения, рождающего информацию, будет еще долго незаменимой и востребованной.

Что лично вас может заставить в фотографии воскликнуть: « Здорово!»?

С.И. Это может быть все что угодно. Спрогнозировать и описать, от чего это может произойти, практически невозможно. Иначе я бы знал рецепт, как это сделать самому. Я его не знаю. И сам постоянно нахожусь в поиске подобного. Чтобы мои фотографии “цепляли “ увидевших их людей, вызывали ответную реакцию, меняли, или хотя бы закладывали фундамент к изменениям в лучшую сторону, как конкретного человека, так и общества в целом. Звучит немного пафосно, но работая с большими массивами визуальной информации, которая, по определению, воздействует напрямую на подсознание, нужно помнить об этом и быть более ответственным.

Есть одна вещь, которая меня восхищала всегда, это умение языком фотографии рассказывать о простой повседневной жизни, без эпатажа, крови, войн, страданий, лишений и катаклизмов, когда нет выраженных событий и важных персон, а есть простая, светлая, человечная реальность, в центре которой простой Человек. 

Полностью интервью доступно на сайте rosphoto.com